Карта сайта

Суицид – вызов современности

20 февраля 2017  

Уважаемые социальные педагоги, педагоги-организаторы, классные руководители и родители, Вашему вниманию предлагается информационное обновление на тему: «Суицид – вызов современности».

Данные материалы Вам пригодятся в работе с несовершеннолетними и их семьями, которые нуждаются в непосредственной помощи и в профилактике суицидального поведения. Здесь Вы найдете советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки суицидального поведения; признаки эмоционального неблагополучия ребенка; памятку для классного руководителя; советы для родителей; признаки распознания суицидента. Также инструкцию по организации работы образовательной организации по профилактике суицидального поведения обучающихся; алгоритм работы специалиста муниципального органа управления Образования с образовательными организациями по профилактике опасного общения несовершеннолетних в социальных сетях и пошаговый алгоритм адресной работы с несовершеннолетними, имеющими факты опасного общения в социальных сетях. Памятку для учащихся «Step by Step», которые столкнулись в соц.сетях с сайтом, который несет угрозу их жизни — пошаговая инструкция.

РАСПОЗНАНИЕ СУИЦИДЕНТА. КЛЮЧИ К СУИЦИДУ

Истинный суицид часто зреет в душе подростка и никак себя не проявляет, тем не менее, если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие-то не совсем привычные для него черты поведения. Порой они почти незаметны, если подросток по своему характеру замкнут, склонен к одиночеству, тем не менее, его подсознание почти всегда сообщает о предстоящем суициде. Выдать их может еще больший уход в себя, иногда – случайно высказанные слова о самоубийстве. Наиболее общими поведенческими признаками суицидального поведения являются вербальные, эмоциональные, поведенческие. В зависимости от них различают вербальные, бихевиоральные (поведенческие) и ситуационные ключи.

Вербальные ключи

Непосредственные высказывания типа «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить».

Косвенные сообщения, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду».

Шутки или намек на смерть по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми, недосказанность фраз.

Бихевиоральные ключи

  • Отчаяние и плач.
  • Неоднократное обращение к теме смерти в музыке, живописи и литературе.
  • Повторное прослушивание унылой, печальной музыки и песен.
  • Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
  • Недостаток жизненной активности.
  • Самоизоляция от близких (семьи и любимых людей).
  • Рост употребления алкоголя или наркотиков.
  • Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
  • Повышение или потеря аппетита.
  • Вялость и апатия.
  • Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
  • Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
  • Приведение в порядок своих дел.
  • Отказ от личных вещей.
  • Стремление к безрассудным действиям и поступкам, например, рискованное хождение по карнизам.
  • В прошлом суицидальные попытки.
  • Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
  • Потеря интереса к увлечениям, спорту, работе или школе.
  • Не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
  • Бесперспективные планы на будущее.
  • Стремление оставаться в состоянии покоя, всё это вызывает раздражение со стороны других людей.

Ситуационные ключи

  • Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
  • Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.
  • Недавняя перемена места жительства.
  • Семейные неурядицы.
  • Неприятности с законом.
  • Коммуникативные затруднения.
  • Проблемы со школой или занятостью.
  • Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.
  • Хроническая, прогрессирующая болезнь.
  • Нежелательная беременность.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

  1. К суицидальным поступкам чаще всего склонны подростки из неблагополучных семей, наркоманы или алкоголики, подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят.
  2. По формам суицида можно понять, что суицидальные попытки совершаются в состоянии аффекта, с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины суицида разнообразны, их довольно много и они зависят от того, что для человека является ценностью: любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п.

Подросток, начинающий задумываться о суициде, надеется, что должны произойти изменения к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, что ему необходимо поделиться своими переживаниями. Поэтому он и ведёт себя так, чтобы привлечь внимание к себе. Задача друзей и родителей заметить эти изменения в поведении.

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов

  1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
  2. Помогайте своим детям ставить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
  3. Обязательно оказывайте содействие в преодолении препятствий.
  4. Одобряйте и поддерживайте словом и делом любые стоящие положительные начинания молодёжи.
  5. Не применяйте физические наказания ни при каких условиях.
  6. Любите своих детей вне зависимости от возраста, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
  7. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
  8. Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Ведь это мы, родители, формируя отношения, помогая ребёнку в его развитии, получаем результат воздействия, результат своего труда.

«Что посеешь, то и пожнёшь!» – гласит народная мудрость. Принятие человека таковым, каким он является, принятие его сущности и сути его существования на Земле – и есть Любовь в истинном её проявлении.

Поэтому совет родителям прост и доступен: «Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе».

Советы для педагогов, столкнувшихся с подростком, демонстрирующим признаки суицидального поведения

Если подросток, на ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству:

  • Не отталкивайте его, если он решил поделиться с вами своими проблемами, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к специалистам.
  • Доверяйте своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности у этого подростке. Подмечайте предупреждающие знаки.
  • Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет».
  • Дайте знать, что готовы ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы держать все в секрете, если какая-то информация может оказать влияние на его безопасность.
  • Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что вы говорите.
  • Говорите искренне. Постарайтесь установить, насколько серьезна угроза. Помните, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда завершаются попыткой покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы.
  • Попытайтесь узнать, разработан ли у него план действий. Конкретный план – знак действительной опасности.
  • Убедите подростка в том, что действительно есть человек, к которому можно обратиться за помощью.
  • Не предлагайте простых решений типа «Вам сейчас необходимо хорошо выспаться, утром Вы почувствуете себя лучше».
  • Покажите подростку, что вы намереваетесь поговорить о чувствах и не осуждаете его за эти чувства.
  • Помогите ребёнку осмыслить, как управлять кризисной ситуацией и осознать, что сильный стресс препятствует целиком осознать ситуацию. Ненавязчиво предложите найти некое решение.
  • Окажите помощь в поиске людей или места, которые бы снизили переживаемый стресс. При любой возможности влияйте так, чтобы немного уменьшить давление.
  • Помогите подростку осмыслить, что присутствующее чувство безопасности не будет постоянно.

Памятка для классного руководителя.

Признаки эмоционального неблагополучия ребенка

Основными «инструментами» для оценки аутоагрессивного поведения ребенка являются диагностика, а также наблюдение за ребенком, беседа с ним, а также со сверстниками, друзьями, родственниками, учителями и др., получение данных медицинской документации.

На что необходимо обратить внимание классного руководителя при общении с педагогами, родителями и сверстниками ребенка.

Что могут увидеть педагоги:

- изменение внешнего вида;

-самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности;

- ухудшение работоспособности;

- небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое к этому отношение);

- частые прогулы уроков;

- резкие и необоснованные вспышки агрессии;

- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей;

- тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках;

- негативный контент на страницах ребенка в социальных сетях.

Что могут увидеть сверстники:

- самоизоляцию;

- резкие перепады настроения, несвойственные подростку ранее;

- повышенную агрессивность;

- аутоагрессию (в том числе, в высказываниях);

- изменения внешнего вида;

- интерес к теме смерти;

- уныние;

- изменение интересов;

- негативный контент на страницах друга, одноклассника, соседа и т.д. в социальных сетях.

Что могут увидеть родители:

- изменения настроения, питания, сна;

- изменения в отношении к своей внешности;

- самоизоляцию;

- интерес к теме смерти (переписка в Интернете, появление в доме литературы по этой теме и т.п.);

- нежелание посещать кружки, школу (в том числе, прогулы);

- изменения в состоянии здоровья (частые простуды, головные боли и др.);

- негативный контент на страницах ребенка в социальных сетях.

Кроме названных источниками информации могут стать дневники подростка, его стихи, ЖЖ (живой журнал) в Интернете и др.

Инструкция по организации работы образовательной организации по профилактике суицидального поведения обучающихся

Для организации работы в каждой образовательной организации должно быть в наличии несколько папок:

Папка 1 «Документы, регламентирующих деятельность образовательной организации по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних»:

— письмо Минобрнауки РФ №06–356 от 27.02.2012 г. «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»;

— письмо Минобрнауки РФ №3452/8 от 2.06.2008 г. «О ситуации, связанной с суицидальным поведением и суицидами среди детей и подростков»;

— письмо Минобрнауки РФ №3015/12 от 16.03.2012 г. «О дополнительных мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»;

- письмо Минобрнауки РФ №071/49 от 18.01.2016 г. «О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида» (приложение 1).

Папка 2 «Выписки из протоколов (копии) педагогических советов, совещаний при директоре, общешкольных родительских собраний, советов профилактики, заседаний методических объединений классных руководителей, социальных педагогов, управляющих советов, родительских комитетов».

Папка 3 «Методические материалы по профилактике суицида для педагогов, классных руководителей, родителей, подростков».

Кроме того, у каждого классного руководителя (в рабочих тетрадях, планах воспитательной работы, дневниках и т.д.) должны быть зафиксированы

— классные часы на данную тему, возможно, с привлечением узких специалистов, интересных людей и т. д.;

— индивидуальные беседы, встречи, посещения на дому;

— телефонные звонки, посещения страничек обучающегося в социальных сетях и т. д.

Также на сайте образовательной организации должен находиться баннер с рекламой детского телефона доверия и рубрики «Рекомендации психолога».

Step by Step

Если Вы столкнулись в соц.сетях с сайтом, который несет угрозу Вашей жизни, Вам необходимо совершить следующие шаги:

1.Успокойтесь

2.Отойдите от экрана компьютера

3.Приведите мысли в порядок

4.Обратитесь за советом взрослого родственника, который в это время находится рядом

5.Выйдите из данного интернет-ресурса (ссылки) и удалите свою страничку с этого сайта

6.В ближайшее время сообщите своему классному руководителю, он в свою очередь сообщит соц.педагогу и психологу.

7. В случае возникновения угнетенного состояния и подавленного настроения совершите звонок на бесплатный, круглосуточный Всероссийский Детский телефон доверия 8–800–2000–122

Алгоритм адресной работы с несовершеннолетними,

имеющими факты опасного общения в социальных сетях

№ п/п

Направление деятельности

Ответственное лицо

Сроки

1

Закрепление за подростком ответственного лица

Директор ОО

В течение дня

2

Регистрация в социальной сети

Ответственное лицо

В течение дня

3

Установление контакта с подростком через личную переписку

Ответственное лицо

В течение дня

4

Добавление к ребенку в друзья

Ответственное лицо

В течение дня

5

Размещение позитивного контента (видео, аудио, мотиваторы, изображения)

- на собственной странице;

- на стене у подростка;

- в личных сообщениях подростку;

- в своем профайле с отметкой подростка

Ответственное лицо

Каждые 3 часа

6

Связь с подростком ежедневно

Ответственное лицо

Постоянно

7

Обратная связь с ответственным лицом

Директор ОО

Ежедневно

* Ответственным лицом может быть классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, родители из числа волонтеров.

Алгоритм работы специалиста муниципального органа управления Образованием с образовательными организациями по профилактике опасного общения несовершеннолетних в социальных сетях

№ п/п

Направление деятельности

Ответственное лицо

Сроки

1

Закрепление за специалистом муниципального органа управления образованием образовательных организаций, в которых обучаются несовершеннолетние, имеющие факты опасного общения в социальных сетях

Начальник МОУО, руководитель ППО

В течение дня после выявления

2

Межведомственное взаимодействие со специалистами ведомств системы профилактики по дальнейшему сопровождению несовершеннолетнего (психологи КЦСОН, инспектора по охране детства, сотрудники полиции и др.)

Специалист муниципального органа управления образованием, сотрудник ППО

1 раз в неделю

3

Осуществление обратной связи с ответственным лицом в образовательной организации

Специалист муниципального органа управления образованием, сотрудник ППО

Ежедневно

4

Контроль за организацией индивидуальной работы с несовершеннолетними и их родителями

Специалист муниципального органа управления образованием, сотрудник ППО

1 раз в неделю

5

Изучение виртуального окружения несовершеннолетних

Специалист муниципального органа управления образованием, сотрудник ППО

Ежедневно, в соответствии со своим графиком работы

6

Рассмотрение итогов работы с несовершеннолетними и их родителями на заседаниях (совещаниях) при начальнике МОУО, руководителе ППО

Начальник МОУО, руководитель ППО

1 раз в месяц

Источник: Администрация Ялуторовского муниципального района

Изменено: 28 февраля 2017 14:35:19
Создано: 28 февраля 2017 12:01:59


© 2010 — 2019  Правительство Тюменской области

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-72017 от 26 декабря 2017 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Администратор Портала — ГКУ ТО «ЦИТТО». Портал реализован на платформе «SiTex».

Короткая ссылка