Карта сайта

Гипердинамический синдром у дошкольников

12 марта 2015  

Рекомендации родителям

Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания).

С каждым годом всё большему количеству детей ставится диагноз минимальной мозговой дисфункции (ММД). Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания) – одно из проявлений ММД. Рассмотрим, что обозначают данные термины.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это исход лёгкого органического поражения головного мозга. Характерными признаками ММД является повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

Гипердинамический синдром у детей в основном выражается в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности. Начало расстройств в процессе развития таких детей возникает в первые 5 лет жизни. Причинами возникновения нарушений является повреждение центральной нервной системы ребёнка в результате воздействия на неё вредных факторов во время беременности, родов и в первые три года жизни. Острые и хронические заболевания, перенесённые матерью во время беременности и родов, инфекции, тяжёлый токсикоз (гестоз) 1 и 2 половины беременности, а также вредные привычки родителей и даже психологические стрессы – всё это вредные факторы, приводящие к нарушению развития ребёнка внутриутробно.

Во время родов может произойти повреждение центральной нервной системы (ЦНС) в результате механической травмы или гипоксии (недостатка кислорода) по причине слабости родовой деятельности матери, неправильного прохождения ребёнка через родовые пути или оперативных родов (кесарево сечение, родовспоможение). У таких детей в медицинской карте часто стоит диагноз ППЦНС – перинатальная энцефалопатия (повреждение центральной нервной системы), поставленный неврологом.

В первые несколько лет после рождения ребёнок беззащитен и легко восприимчив к неблагоприятным факторам (механические травмы, инфекции, неполноценное питание и другие). Тяжесть поражения может быть разной. Лёгкие нарушения могут исправиться в течение первого года жизни ребёнка, более выраженные сохраняются, и затем могут появиться в виде:

- повышенной возбудимости;

- нарушения активности внимания;

- лёгких неврологических синдромах;

- нарушений речи;

- трудностей обучения в школе.

Гипердинамический синдром наблюдается у детей от рождения до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Наибольший процент гиперактивных детей отмечается в 5-10 лет. Пик проявлений приходится на 6-7 лет, а к 14-15 годам гиперактивность постепенно уменьшается.  С точки зрения возрастной физиологии периоды 6-7 и 9-10 лет являются критическими для созревания мозговых структур. Второй пик симптомом гипердинамического синдрома совпадает с периодом полового развития – 13-15 лет. У детей с признаками гипердинамического синдрома после 14-15 лет наблюдается значительное улучшение состояния: снижается гиперактивность, повышается самоконтроль и регуляция поведения, но примерно у 6% детей наблюдаются осложнения в виде раннего алкогализма, наркомании, девиантного поведения. Поэтому чем раньше будет начато лечение ребёнка с гипердинамическим синдромом, тем благоприятней будет исход. 

Так что же на самом деле происходит с ребёнком, которому поставили диагноз гипердинамический синдром?

Попробуем объяснить:

По тем или иным причинам мозг ребёнка (как правило, новорожденного) получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.

Нервные клетки, как известно, не восстанавливаются, но сразу же после травмы другие, здоровые нервные клетки начинают постепенно брать на себя функции потерпевших, то есть сразу же начинается процесс восстановления.

Одновременно идёт процесс нормального возрастного развития ребенка. Он учится сидеть, ходить, говорить и т.д. И на процесс восстановления, и на процесс нормального возрастного развития нужна энергия. Следовательно, с самого начала нервная система ребёнка с гипердинамическим синдромом работает с двойной нагрузкой. 

При возникновении стрессовых ситуаций, длительного напряжения (например, тестирование в престижную гимназию) или после соматических заболеваний, у гипердинамического ребёнка может наступать ухудшение неврологического состояния, усиливаться нарушение поведения и проблемы с обучением. На всё вышеперечисленное тоже нужна энергия, и нервная система не справляется  с этой возросшей нагрузкой.

В нервной системе есть два основных процесса – возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Именно поэтому у этих детей трудности с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.

При благополучном развитии событий рано или поздно функции всех поражённых клеток будут «разобраны» другими, здоровыми клетками, нужные связи восстановлены (обычно это происходит к 14-15 годам) и ребёнок (подросток) ничем более не отличается от своих здоровых сверстников.

Чем раньше установлен диагноз – гипердинамический синдром, тем лучше для ребёнка и его родителей.

Портрет ребенка с гипердинамическим синдромом

Такого ребёнка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с гипердинамическим ребёнком, это его чрезмерная по отношению к календарному возрасту и какая-то «бестолковая» подвижность. Будучи младенцем, такой ребёнок самым невероятным образом выпутывается из пелёнок. Оставить такого младенца на пеленальном столе невозможно даже на минуту с самых первых дней и недель его жизни.

Не всегда, но достаточно часто у гипердинамических детей наблюдаются те или иные нарушения сна.

Иногда наличие гипердинамического синдрома можно предположить у младенца, наблюдая за его активностью по отношению к игрушкам и другим предметам. Исследование предметов у гипердинамического младенца носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер. То есть ребёнок отбрасывает игрушку прежде, чем исследует её свойства, тут же хватает другую только для того, чтобы через несколько секунд отбросить и её. Внимание такого младенца очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

Моторные навыки у гипердинамических детей развиваются в соответствии с возрастом, часто даже опережая возрастные показатели. Гипердинамические дети раньше других начинают держать голову, переворачиваться на живот, сидеть, вставать на ножки, ходить и т.д. Встав на ножки, малыш сразу побежит, опережая сам себя.

Никакие попытки вразумления на гипердинамических детей, как правило, не действуют. У них всё нормально с памятью и пониманием речи. Просто они не могут удержаться.

Довольно часто у гипердинамических детей наблюдаются различные нарушения речи, такое впечатление, что у них «каша во рту». Чаще всего их понимают только родители.

Гипердинамические дети с самого начала не ходят, а бегают. Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги на ногу или подпрыгивают на месте.

Ещё одна особенность гипердинамических детей – они не учатся не только на чужих ошибках, но даже на своих.

Именно гипердинамические дети – это дети, которые теряются. Просто что-то привлекло внимание гипердинамического ребёнка, и он тут же забыл про родителей, про то, что ему велели стоять здесь и не сходить с этого места, и пошёл, пошёл, влекомый, словно магнитом, своим кратковременным, но всепоглощающим интересом.

Если говорить об эмоциональных особенностях, то гипердинамические дети, как правило, не злы. Они не способны долго вынашивать обиду или планы мести, не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии. Все обиды они быстро забывают, вчерашний обидчик или обиженный сегодня у них – лучший друг. Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчётно жестоки и неостановимы. При общении с гипердинамическими детьми надо учитывать, что все их чувства достаточно поверхностны, лишены объёма и глубины. Познание, оценка чувств и состояния других людей – сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на другом человеке.  А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребёнка – большие проблемы! Поэтому не стоит ждать от такого ребёнка чудес понимания – лучше просто сказать ему о том, что именно вы сейчас испытываете.

Отношения со сверстниками у гипердинамических детей могут складываться по-разному, в зависимости от степени проявления синдрома. Почти всегда такие дети очень общительны, легко знакомятся как с детьми, так и со взрослыми. Однако, несмотря на общительность, гипердинамическому ребёнку редко удаётся построить длительные и глубокие дружеские отношения. Иногда гипердинамические дети избегают общества сверстников и любят возиться с детьми, младшими по возрасту.

Гипердинамический ребёнок любит шумные, подвижные игры. В сложные, тихие, ролевые игры или игры с правилами гипердинамический ребёнок играть не любит.

Практически все окружающие гипердинамического ребёнка люди (родители, учителя, даже одноклассники) пребывают в неизбывной уверенности, что ребёнок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взяв себя в руки», «собравшись» и т.д. К сожалению, они ошибаются. Некоторое время каждый гипердинамический ребёнок будет пытаться соответствовать ожиданиям окружающих его людей, «напрягать волю», «следить за собой» и выполнять другие, столь же ценные советы. Постепенно, однако, и он, и другие, убеждаются в том, что никаких успехов все это не приносит. Более того, чем больше ребёнка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Нервная система гипердинамического ребёнка, и без того работающая с перегрузом, получает дополнительную нагрузку. Ребёнок живёт в состоянии непрерывного стресса. Главное для ребёнка с гипердинамическим синдромом - найти своё место в социуме, и когда оно найдено, то проявления синдрома резко идут на убыль.

Разумеется, вовсе не у каждого ребёнка с диагнозом «гипердинамический синдром» имеются все вышеперечисленные особенности поведения. Всё это может быть выражено слабее или сильнее, а что-то может отсутствовать вовсе. Представленный портрет – ярко выраженный гипердинамический синдром во всей его красе. В таком виде он встречается всего лишь у каждого четвёртого-пятого ребёнка с диагнозом «гипердинамический синдром».

Как определить, является ли Ваш ребёнок гиперактивным?

            На что следует обратить внимание родителям, размышляющим на предмет наличия у ребёнка гипердинамического синдрома?

Во-первых, конечно на наличие неврологических диагнозов. В первую очередь это относится к диагнозам «ММД», «энцефалопатия», «синдром внутричерепной гипертензии». Если что-то из этого имеется (а тем более - все), то вероятность развития  синдрома очень высока (до 90%).

Наличие неконтролируемой моторной активности.

Очень слабая (относительно возрастных норм) концентрация внимания. Ребёнок постоянно бросает одно дело и тут же начинает другое. Даже если он чем-то занят, его ничего не стоит отвлечь (особенно если это занятие – приготовление уроков).

Любые стойкие проявления нарушения сна.

Наличие в истории развития ребёнка логопедических проблем, задержки развития речи или её общего недоразвития (даже если на сегодняшний день ребёнок говорит абсолютно нормально).

Неумение приспособиться к дисциплинарным требованиям детского дошкольного заведения.

Быстрая «захлёбывающаяся» речь.

Повышенный травматизм и тенденция «влипать» во всякие истории и неприятности.

Наличие одного или нескольких тиков или моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трёт нос, глаза, дёргает себя за волосы, упорно, «до мяса» грызёт ногти, обрывает заусенцы, постоянно крутит или мнёт что-то в пальцах, подскакивает на месте, крутит головой и т.д.).

Ночной или дневной энурез (непроизвольное мочеиспускание).

Поверхностная, иногда избыточная общительность. Ребёнок не всегда чувствует социальные границы и  дистанции, которые вроде бы уже должен осознавать (по возрасту).

Предпочитает младших партнёров по играм.

Метеочувствительность. Состояние, настроение меняется в зависимости от времени года, суток.

Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв.

Ни один из вышеназванных признаков не может служить абсолютным критерием достоверности наличия или отсутствия гипердинамического синдрома. Но, ещё раз просмотрев список, можно выписать на листочке номера тех особенностей, которые присутствуют у вашего ребёнка. Если набралось 4-5 и более – скорее всего, синдром имеется.

Что делать родителям дошкольника, если у него гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания).

В первую очередь необходимо установить причину гиперактивности, проконсультироваться со специалистами. Для этого необходимо посетить невролога, психоневролога или психолога. Если врач – невролог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Во - вторых, гипердинамическому ребёнку как воздух нужен жёсткий режим дня (например – если каждый день в 8 часов вечера зажигается зелёный ночник, на столике появляется стакан кефира и печенье, принимается душ, читается сказка, а потом – все, без вариантов, только спать, и никаких послаблений, никаких «пришли гости» или «интересное кино», то постепенно мозг ребёнка вырабатывает что-то вроде условного рефлекса и тогда, ребёнок спокойно засыпает). 

Для сохранения эмоционального равновесия необходимо избегать по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторане и т.п. оказывает на ребенка чрезмерное стимулирующее воздействие. «Утихомирить» ребёнка с гипердинамическим синдромом после посещения вышеперечисленных мест бывает крайне сложно.

В своих отношениях с ребёнком родители должны придерживаться «позитивной модели». Хвалить его в каждом случае, когда он это заслужил, подчёркивать его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребёнка в собственных силах.

Не превышать нагрузок.   В последние годы всё более модным становится отдавать совсем маленьких детей в обучающие центры, в которых детей учат всему понемногу.

Если в семье растёт гипердинамический ребёнок, то правильной политикой по отношению к дошкольным занятиям, будет следущая:

1. Не стоит отдавать ребёнка до шести лет в группы, где обучение строится по «школьному» типу, то есть дети во время занятий должны сидеть за партами или  столами, поднимать руки, отвечать по очереди, писать в тетрадях, выполнять задания, требующие большой усидчивости и концентрации внимания.

2. Вполне допустимо и уместно организовать занятия ребёнка дошкольника в группах, где всё проходит в игровой обстановке, где во время занятия дети могут свободно перемещаться по комнате, стоять, сидеть, прыгать, отвечать по желанию и т.д.

3. Если проявления гипердинамического синдрома очень сильны (ребёнок- «катастрофа»), то до шести лет можно обойтись без дополнительных обучающих занятий, ограничившись тем, что дают в садике. У нервной системы ребёнка и так много забот. Как-нибудь он обойдётся пока и без дополнительных нагрузок.

4. Если ребёнок попал-таки в обучающий центр, в котором он явно неуместен, начались проблемы, не доводите ситуацию до критической точки. Быстро забирайте его оттуда. И ни в коем случае не качайте права перед администрацией или родителями (иначе потом возникнет соблазн разрядиться на ребёнке, как на непосредственной причине ваших неприятностей). Объясните ребёнку, что он, может быть, ещё мал для таких занятий и что вы будете искать то, что ему больше подходит. Или вернётесь к занятиям на следующий год, когда он подрастёт.

Как же вести себя с гипердинамическим ребёнком, если родители остро ощущают потребность в развитии своего дитя в домашних условиях?

Есть несколько простых правил, которые помогут сберечь значимое количество родительских и детских нервных клеток:

1. Не пытайтесь усадить своего ребёнка на определённое место. Для занятий с младшим дошкольником вполне подходит почти любое пространство – ковёр в детской, диван в гостиной, кухонный стол, двор и ванная комната. Если ребёнок очень подвижный, то во время занятий он может ходить, ползать или даже бегать (правда, в последнем случае вам придётся бежать рядом с ним). Именно в движении гипердинамический ребёнок легче усваивает информацию. Фиксация позы требует слишком большого напряжения. На занятия просто не останется сил.

2. Занятия должны быть очень короткими (не более 10 минут). Если время концентрации ребёнка две минуты, не отчаивайтесь, а начинайте с двух минут. Эти две минуты могут повторяться каждый час. Через некоторое время концентрация увеличится до трёх, а потом и до 5 минут.

3. Решите заранее, чем именно вы будете заниматься сегодня, подготовьте все игрушки или другие пособия, которые понадобятся вам для занятия. Соображать «по ходу дела» недопустимо. Слишком велик дефицит внимания и слаба концентрация у ребенка.

4. По возможности приучайте ребёнка к регулярности занятий. Старайтесь не пропускать их. Пусть они будут совсем коротенькими (например, пять минут), но зато каждый день по три раза. Для гипердинамического ребёнка это куда лучше, чем по полчаса два раза в неделю.

5. Не слишком гоняйтесь за суперсовременными системами. Играйте с ребёнком в древние и мудрые «развивательные» игры типа: «Что грузили на пароход?», «Что хотите, то берите, «да» и «нет» не говорите, чёрного и белого не называйте, о красном не вспоминайте…Вы поедете на бал?» Эти игры хороши тем, что вовсе не требуют усаживания ребёнка за стол. В них можно играть, моя посуду, стирая бельё или по дороге в садик и магазин. К тому же они комплексные, и например, последняя из названных игр развивает сразу: а) произвольное внимание; б) словарный запас; в) навык поиска синонимов и антонимов; г) умение строить вопросы; д) логическое мышление.

6. Если ребёнок совершенно не слушает, когда ему читают книжки, возможны два пути:

Первый – банальный подкуп. Вы ставите будильник на некое (очень короткое) время, например на 5 минут, и говорите ребёнку: «Сейчас мы будет читать сказку  про Машеньку. Я читаю, ты слушаешь. Когда прозвонит будильник, всё кончится». Большинство маленьких детей бывает очень заинтриговано звонящим будильником. Ребёнок с нетерпением ждёт, когда же будильник зазвонит, концентрируя на нем всё имеющееся внимание и стараясь не пропустить этот момент. Вы читаете сказку. Будильник звонит. Вы его выключаете, а ребёнку говорите: «Ты молодец. Ты хорошо слушал. На тебе печенье. Вечером почитаем ещё». Время, отведённое на прочитывание книги, необходимо увеличивать по две-три минуты в неделю. Пятнадцать минут кряду слушать одну книжку – это очень хорошее время для гипердинамического дошкольника, который недавно вообще чтение слушать отказывался.

Второй путь более сложный. Здесь вам понадобится изрядная доля фантазии. Для начала надо взять лист бумаги и нарисовать на нем небольшую историю. Лучше, если рисовать всё на глазах у ребёнка. Сопроводительная история тоже рождается у него на глазах. Ребёнок наверняка заинтересован и жаждет продолжения. После нескольких рисованных историй (допустим, спустя неделю) наступает время рассказов по чужим картинкам (комиксов). Но текст по-прежнему ваш. Когда ребёнок привык и к этому, можно переходить к настоящим книгам. Только в них должно быть много картинок, чтобы ребёнок ощущал преемственность способа передачи информации.

7. Родителям во время занятий необходимо ориентироваться на состояние ребёнка. У гипердинамических детей бывают «плохие дни», когда они буквально всё забывают и как будто бы теряют приобретённые навыки и знания. Ругать или стыдить ребёнка в это время, по меньшей мере, неуместно. Отметьте: «Сегодня у тебя это не слишком получается. Ничего страшного. Сейчас мы поиграем, а к этому вернёмся в следующий раз». Ребёнок будет благодарен вам за понимание, и в следующий раз, когда сможет, постарается вас порадовать. Если вы будете «нажимать», стыдить, заставлять, то результат будет прямо обратным. Ребёнок «уйдёт в отказ», и на все ваши занятия ляжет отпечаток негативизма.

Родителям необходимо помнить, что всем детям дошкольного возраста свойственно много двигаться. Дошкольникам с гипердинамическим синдромом движение нужно как воздух. Ни в коем случае не следует ограничивать подвижность ребёнка. Гипердинамического ребёнка нельзя наказывать, ставя в угол или сажая на диван, говоря: «Стой (сиди) тут и не шевелись!» Если наказание, с вашей точки зрения необходимо, то придумайте какой-нибудь другой способ. Очень желательно, чтобы в квартире, где растёт гипердинамический ребёнок, были какие-нибудь снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Самый простейший спортивный комплекс (в дверном проёме можно повесить перекладину с убирающимися кольцами и канатом) не только позволит ребёнку «разряжаться»  доступным и  неразрушительным для семьи способом, но и разовьёт силу, ловкость, гибкость, координацию движений и, в конечном счёте, уменьшить склонность к травматизму, характерную для гипердинамического ребёнка. Если есть возможность и желание ребёнка, то очень полезными могут оказаться занятия в каких-либо кружках или секциях. Подойдут те кружки и секции, в структуру занятий которых входит движение в большом количестве. Очень конструктивными будут кружок народного танца, театральная студия, занятия гимнастикой, бегом или плаванием. Главное, как бы ни был хорош, престижен и полезен кружок, чтобы вашему ребёнку понравился руководитель. Ходить в кружок, потому что «надо» или «полезно», гипердинамический ребёнок не будет. А родителям не следует его принуждать.

Воспитывая гиперактивного ребёнка, необходимо более пристальное внимание уделять его питанию.  От него зависит многое. В некоторых случаях питание может стать причиной развития синдрома, а в других усугубить течение болезни. В частности, если заболевание вызвано употреблением пищевых добавок, таких как красители и консерванты, то исключение их из питания приводит к значительному улучшению здоровья ребёнка. Особенно опасными считаются красный искусственный краситель эритрозин и оранжевый – тартрацин. Они встречаются в некоторых видах соков, соусах, газированных напитках. В любом случае их надо исключить из питания ребёнка с гипердинамическим синдромом, даже если причина заболевания никакого отношения к питанию не имеет (например, при родовых травмах и пр.), так же, как исключить консерванты, ароматизаторы, пищу, богатую углеводами. Вообще же питание детей с гипердинамическим синдромом должно преимущественно состоять из овощей и салатов, приготовленных с растительными маслами. Рекомендуются следующие продукты:

  • овощи - горошек, морковь, соя, цветная капуста, краснокочанная и белокочанная капуста, шпинат, брокколи, огурцы;
  • салат листовой;
  • фрукты – яблоки, груши, бананы;
  • гарнир – картофель, лапша из грубого помола, нешлифованный рис;
  • зерновые – пшеница, рожь, ячмень, просо;
  • хлеб – пшеничный и ржаной;
  • жиры – кисломолочное масло, растительные масла;
  • мясо – говядина, телятина, птица, рыба, баранина (1-2 раза в неделю);
  • напитки – неподслащённый чай, негазированная вода с содержанием натрия около 50 мг/кг;
  • приправы – йодированная соль.

Как подготовить гиперактивного ребёнка к школе?

В жизни каждого дошкольника наступает ответственный момент -  шесть лет, последний год перед школой. Что же делать родителям гипердинамического ребёнка, чтобы положительно миновать этот этап?

В первую очередь, надо определиться с целями и задачами. Они такие:

  1. Не выработать у ребёнка стойкого отвращения к процессу обучения ещё до начала самого обучения.
  2. Выяснить, какие конкретно имеются слабые места в познавательных процессах ребёнка (слуховая память, логическое мышление, образное мышление и т.д.).
  3. Подготовить ребёнка к поступлению в школу и обучению в первом классе.
  4. Сформировать у ребёнка положительную самооценку и позитивный настрой на грядущее обучение.

Как всё это можно сделать?

Во-первых, совершенно недопустимо отдавать гипердинамического ребёнка в школу, если ему ещё не исполнилось семь лет. Ребёнок может быть очень развитым интеллектуально, но психофизически он ещё не готов к ситуации школьного обучения. Не сразу, но это обязательно проявится.

Во-вторых, в год перед школой (но не раньше) гипердинамическому ребёнку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. Идеальный вариант – курсы в той самой школе, в которую ребёнок пойдёт на следующий год. Посещая школу во время подготовительных занятий, ребёнок знакомится с пространственной организацией школы, с её раздевалкой, этажами, классами и коридорами, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе и т.п. Придя в школу на следующий год, ребёнок входит уже в знакомое ему помещение. Для гипердинамического ребёнка сего ограниченным адаптационным запасом это очень позитивная практика. Если в школе нет подготовительных курсов, то подойдут курсы в любых других местах.

Кроме того, в предшествующий поступлению в школу год с гипердинамическим ребёнком нужно заниматься дома. Никакие курсы и подготовительные занятия не исчерпают проблему формирования школьной зрелости у гиперактивного ребёнка. Ему, безусловно, нужен индивидуальный подход. Это как раз и могут сделать родители. Для этого необходимо:

Во-первых, определить, когда именно у ребенка наступает период наибольшей работоспособности. Необходимо помнить, что у гипердинамических детей из-за особенностей их нервной системы бывают не только «плохие дни», но и «плохие часы». Заставлять ребёнка делать в это время то, что и так даётся ему значительным трудом (например, писать слова), значит понапрасну губить его и свои нервные клетки.

Во-вторых, ритуал занятий. Гипердинамическому ребёнку необходима дисциплина пространства. Необходимо выделить для ребёнка постоянное место для приготовления «уроков» и для занятий с ним. Это место должно быть правильно организованно. Стол и стул должен быть адекватной высоты – ноги стоят на полу всей ступнёй, колени согнуты под углом в 90 градусов (иначе ребёнок будет болтать ногами, вертеться и сидеть на стуле, подложив под зад одну ногу, что приведёт к искривлению позвоночника). Свет должен падать слева и быть умеренно ярким. На столе или парте категорически не должно быть лишних вещей (иначе ребёнок будет просто с ними играть, позабыв обо всех занятиях). Нельзя ставить стол гипердинамического ребёнка так, чтобы он мог прямо из-за стола смотреть в окно. Все вещи, необходимые для занятий (ручка, тетради, карандаши и т.д.), должны быть аккуратно разложены по своим местам, выглядеть красиво и привлекательно. Первое время (оно может растянуться) следить за всем этим придётся родителям.

В-третьих, правильная последовательность в выполнении заданий. Начинать работу с гипердинамическим ребёнком нужно с самого лёгкого задания, с того, которое у него обязательно получится. Можно начать с повторения уже пройденного и известного. Дальше нужно переходить к более сложным заданиям, достигая максимального уровня сложности приблизительно к середине занятия. В это время сосредоточенность ребёнка на процессе максимальна, он может работать в полную силу своих интеллектуальных возможностей. Далее внимание и способность к концентрации идёт на спад. Вместе с ними идёт на спад и трудность предлагаемых ребёнку задач. Заканчивать нужно опять чем-нибудь лёгким, с чем уставший ребёнок справится. Под конец можно повторить что-нибудь из уже известного. Тогда у ребенка останется ощущение успешности всего занятия в целом.

Источник: Администрация Ялуторовского муниципального района

Изменено: 12 марта 2015 14:32:39
Создано: 12 марта 2015 13:42:17


© 2010 — 2019  Правительство Тюменской области

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-72017 от 26 декабря 2017 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Администратор Портала — ГКУ ТО «ЦИТТО». Портал реализован на платформе «SiTex».

Короткая ссылка