Карта сайта

Рекомендации педагогам и родителям для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленные на развитие познавательных процессов

19 января 2015  

Скачать Методичку

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

(Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным, к детям и иметь время для занятий и игр с ними.)

  • Развивать слуховое внимание через дидактические игры.
  • Часто менять формы деятельности.
  • Использовать на занятиях элементы игры.
  • Приучать детей проговаривать инструкцию игры несколько раз.
  • Почаще наблюдать с детьми и обсуждать услышанное и увиденное.
  • Учить ребенка сознательно направлять внимание на определенные предметы и явления.
  • Учить детей управлять вниманием в соответствии с целью.
  • Учить детей сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь в сторону.
  • Создавать средства - стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка.
  • Для развития внимания использовать игры с правилами и игры-драматизации.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания:

  • “Да и нет не говорите. Белого и черного не носите”. (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить “да” и “нет”).
  • Игры - головоломки.
  • Загадки.
  • “Найди отличия”.
  • “Найди два одинаковых предмета”.
  • “Будь внимателен” (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
  • “Волшебное слово” (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: “Пожалуйста!”).
  • “Где что было”, (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
  • “Назови, что ты видишь” (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
  • Игра “Карлики и великаны” (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

  • Развивать у ребенка умения произвольно вызывать необходимые воспоминания.
  • Обучение культуре запоминания.
  • Учить ребенка вспоминать последовательность событий.
  • Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
  • Учить детей использовать образ как средство развития произвольной памяти.
  • Учить детей повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
  • Способствовать овладению умением для запоминания использовать вспомогательные средства.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти:

  • “Запомни предметы” (учить ребенка запоминать и воспроизводить информацию).
  • “Детектив” (развитие произвольного запоминания; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил).
  • “Пирамида” (развитие краткосрочной механической памяти. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок - повторяет и т.д.)
  • “Что ты видел в отпуске?” (взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях).
  • “Следопыт” (Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; ребенок должен ее найти).
  • “Что ты ел на обед?” (ребенок должен перечислить все, что ел на обед).
  • “Одежда” (ребенок должен вспомнить, в каком порядке он одевался утром).
  • “Нарисуй такой же” (ребенок рисует на листе бумаге какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать точно такой же предмет).
  • “Я положил в мешок” (взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке).
  • “Короткий рассказ” (взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен воспроизвести его).
  • “Башня” (ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать).
  • “Фигурка из палочек” (взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же).

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

  • Учить детей различать предметы на ощупь.
  • Формировать умение выделять признаки в предмете: форму, цвет, вкус.
  • Учить соотносить предметы по величине.
  • Учить способам распознающего наблюдения.
  • Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
  • Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
  • Формировать умение составлять из частей целое.
  • Учить осуществлять выбор и соотнесение величины предметов по словесному описанию, действовать в соответствии со словесной инструкцией.
  • Различать основные признаки разных времен года.
  • Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана — схемы.
  • Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, сверху, внизу, перед, за, между, рядом.
  • Формирование сенсорных эталонов формы.
  • Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем мелкие детали.
  • Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительность.

Упражнения и игры, способствующие развитию восприятия:

  • “Перевертыши” (превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок).
  • “Как пройти к зайке”, “Путешествие по комнате”, “Куда пойдешь, что найдешь” (ориентация в пространстве по плану - схеме).
  • “Звезды на небе” (соотносить схематическое изображение созвездий “Орел”, “Лебедь”, “Рыба” с художественным).
  • “Узнай форму” (узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры).
  • “Найди отличия” (учить находить отличия у похожих предметов).
  • “Построй по росту” (построить предметы, соответственно их высоте).
  • “Сложи картинку” (составить из частей целую картинку).
  • “О чем я говорю?” (взрослый описывает какой-либо предмет; ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь).
  • “Какое время года?” (взрослый называет время года, а ребенок называет признаки этого времени года).
  • “Угадай предмет” (взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета; ребенок должен узнать предмет).

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ

  • Развитие умственной способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельностью.
  • Составлять группу из отдельных предметов.
  • Учить выделять предметы по назначению, по характерным признакам.
  • Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
  • Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
  • Учить сравнивать предметы.
  • Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
  • Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
  • Побуждать детей делать самостоятельные выводы.
  • Учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения.
  • Создавать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами
  • Способствовать познанию свойств различных материалов, их функциональный потенциал, созданию образов, модели реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).
  • Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
  • Учить ребенка устанавливать причинно - следственные связи.
  • Для развития мышления использовать сказки, поговорки, метафоры, образное сравнение.
  • Учить ребенка выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
  • Способствовать развитию способности переходить к решению задач в уме.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления:

  •  “Разложи картинки” (учить учитывать последовательность событий).
  • “Оканчивание слов” (учить заканчивать слово по начальному слогу).
  • “Найди лишний предмет”, “Найди в ряду лишнюю фигуру” (учить классифицировать предметы по признакам и назначению).
  • “Творческий подход” (ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет).
  • “Антонимы” (ребенку называется слово, а оно должен назвать противоположное по смыслу слово, например: “тяжелый - легкий”, “сильный -слабый”, “легкий - тяжелый и др.).
  • “Уникуб”, “Лото”. “Домино”, пазлы, конструкторы. Загадки.

Источник: Администрация Ялуторовского муниципального района

Изменено: 27 ноября 2018 14:40:32
Создано: 19 января 2015 12:20:44


© 2010 — 2019  Правительство Тюменской области

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-72017 от 26 декабря 2017 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Администратор Портала — ГКУ ТО «ЦИТТО». Портал реализован на платформе «SiTex».

Короткая ссылка